У всех бывают перепады настроения. Иногда мы разочаровываемся, злимся, переживаем одиночество, но эти слова не передают душевных страданий, которые испытывает человек с пограничным расстройством личности.
ПРЛ, Borderline personality disorder – особая организация характера, при которой затруднены устойчивые социальные контакты, в частности построение близких отношений. Отмечаются склонность к импульсивным, нередко саморазрушительным действиям. Представления о собственных личных качествах, характере неустойчивы. Душевные страдания сопровождаются серьёзными эмоциональными бурями.
Эта характерологическая особенность возникает в детском или раннем юношеском возрасте и далее стабильно проявляется практически во всех межличностных взаимодействиях.
Причины возникновения
Большинство специалистов сходится в том, что пограничное расстройство личности имеет следующие группы причин.
Биологические
- В темпераменте (врождённое свойство психики) преобладает быстрая возбудимость. Эмоциональный отклик на стимул необычайно силён. При этом процесс успокоения, возврата к изначальному состоянию замедлен.
Также наблюдается повышенная реактивность – склонность реагировать незамедлительно. - Пол. 75% пациентов – женщины.
Средовые
Биология создаёт предпосылки, но решающее значение в формировании характера играет воспитывающая среда - семья. Можно сказать, взрослый человек с ПРЛ отыгрывает травматичный опыт детства, воспроизводя способы адаптации и совладания с родителями.
Основные факторы травмирующей семьи
- Опасность.
Высокий уровень агрессии, телесные наказания, словесная грубость.
Воспитатели плохо заботились о здоровье ребёнка, не обеспечивали необходимую защиту.
Нестабильная и небезопасная атмосфера, агрессивные конфликты между взрослыми.
Сексуальный абьюз. - Запрет на выражение чувств.
Если больно, обидно или злишься – не показывай. Иначе наказание или отвержение.
Проявление несогласия влекло репрессии. - Депривация.
Эгоцентризм, низкая эмпатия воспитателей. Пренебрежение к потребностям ребёнка. Мало интересовались его мнением, эмоциями.
Недостаток принятия, тепла, любви. Холодность, эмоциональная отстранённость значимого взрослого.
Критика, нетерпимость к ошибкам. Отвержение.
Потеря родителя в раннем детстве.
Проявления, позволяющие констатировать ПРЛ
- Травматичный семейный анамнез – признаки «плохого родительства» описаны выше.
- Нарушенная идентичность.
Нет цельного образа себя. Я хороший, мня можно любить или я отвратительный, и ко мне нельзя хорошо относиться. Сложно понять, что со мной происходит. Поступки, совершённые с полной уверенностью в собственной правоте, позже вызывают тягостные сомнения, стыд. Не знаю, что люблю. Не понимаю, чего хочу. - Страх плохого обращения.
Базовая готовность к подвоху, предательству. Взгляд на мир как бы через прищуренные веки. Напряженное ожидание обесценивания, отвержения. Опасение поглощения, насилия непрерывно держит в тонусе. Неспособность переживать одиночество подогревает фоновый страх покидания. - Жажда любви.
Готов на многое, до одержимости, чтобы получить любовь. До последнего игнорирует, вытесняет из сознания недостойное обращение, негативные качества партнёра, могущие разрушить картину идеальной прекрасной любви. Все взаимоотношения, события воспринимаются с позиции дилеммы любовь/ненависть. - Эмоциональные штормы.
Обычно преобладает пониженный фон настроения со сменяющимися как в калейдоскопе переживаниями тревоги, стыда, подавленности, беспокойства, гнева, вины. Повышенная интенсивность переживаний. Убеждённость, что во всём мире меня никто не принимает, все предали. Ощущение происходящей катастрофы, витальной угрозы, ужаса. Ощущение потери контроля. - Импульсивные поступки.
Без учёта общей ситуации. На высоте эмоций возникает непреодолимая потребность как-то действовать. В таком состоянии человек жёстко разрывает отношения, внезапно увольняется, всё бросает и уезжает в другой город, принимает опрометчивые решения, разрушая сложившийся уклад. Энергия может направляться не только во внешний мир, но и на себя. Тогда на импульсе наносятся самоповреждения, употребляются токсические дозы психоактивных веществ. - Аутоагрессия.
Характерный знак – множество шрамов от самопорезов на руках. Как правило, триггером самоповреждающего поведения выступают напряжённые межличностные ситуации, конфликты. Помимо прямого самоповреждения есть менее очевидные косвенные возможности причинить себе вред. Вступить в опасные связи, где много страдания, агрессии, насилия. Довериться аферистам и потерять деньги. Найти работу, приносящую явный вред здоровью. Подвергнуть себя запредельным физическим нагрузкам, заняться экстремальным видом спорта. Неосознанно поставить себя под удар, будто наказывая за что-то. - Поляризация.
Диаметрально противоположные переживания. Один и тот же партнёр вызывает крайне интенсивные полярные чувства. Обожание, идеализация, энтузиазм относительно совместного счастливого будущего мгновенно сменяется жестоким разочарованием, болью, возмущением, ненавистью.
Проваливаясь в какую-либо часть, человек полностью ей охвачен. Вся жизнь сосредоточена в текущем моменте. Прошлого и будущего нет. Чёрно-белое восприятие действительности. Нет связи между внутренними противоречивыми частями – то обожаю, то ненавижу, и все тотально и навсегда.
Даже если перечисленная симптоматика выражена не столь ярко, постоянно присутствует серьёзная нагрузка на психику, приводящая к психологическому дистрессу – состоянию, когда компенсаторные механизмы уже не справляются. Это нарушает социальное взаимодействие во всех сферах и приводит к дезадаптивному поведению, ухудшая качество жизни.
Специфической фармакотерапии ПРЛ не существует, поэтому психотерапия является единственным действенным средством коррекции. Конечно, это трудная, кропотливая и небыстрая работа, но других более эффективных способов улучшить отношения с собой и наладить взаимодействие с миром ещё не придумали.
О направлениях и задачах психотерапевтической работы при пограничном расстройстве личности я напишу в следующей статье.