Существует точка зрения, что курение — это вредная привычка. А чтобы бросить курить нужно лишь как следует взять себя в руки, напрячь силу воли, и тогда всё случится - вы отвыкните курить и избавитесь от пагубного пристрастия к табаку. В ответ на такие рассуждения курильщики со стажем, у которых в анамнезе неоднократные и безуспешные попытки бросить курить, упрекнут сторонников ЗОЖ в незнании вопроса и недооценке никотиновой зависимости.
Кто же из них прав? Чтобы разобраться, давайте обратимся к нейрофизиологии. Вообще интересно, как те или иные вещества, которые могут менять наше физическое и психологическое состояние, это делают?
А штука в том, что они имитируют наши собственные природные регуляторы - нейромедиаторы. Наши нейромедиаторы взаимодействуют с чувствительными к ним рецепторами, как ключ зажигания в автомобиле взаимодействует с замком. Вставил ключ, повернул, и процесс пошёл - машина завелась.
Так вот, различные вещества, которые мы употребляем, действуют как отмычка, подобранная к замку определённого типа. Они принудительно заводят определенные процессы в различных структурах мозга и таким образом меняют наше состояние. Для того, собственно, психоактивные вещества и употребляют.
Что же происходит дальше? Поскольку психоактивные вещества, поступающие извне, имитируют эффекты наших собственных природных нейромедиаторов, то организму вроде как и не зачем их - собственные нейромедиаторы, вырабатывать. Природа не терпит расточительности. Зачем тратить свою энергию и свои строительные материалы на синтез нейромедиаторов, когда их заменители сыплются в избытке с неба, образно говоря.
С другой стороны, психоактивные вещества, поступающие в большем, чем это предусмотрено природой, количестве, оказывают избыточное воздействие на рецепторы. Организм же, пытаясь умерить это избыточное влияние, уменьшает количество рецепторов, восприимчивых к этому веществу. Кроме того, может снижаться чувствительность оставшихся рецепторов.
Таким образом, устанавливается худо-бедно приемлемый баланс между интенсивностью химического стимула и восприимчивостью к нему организма. В клинической картине зависимости наступает плато. Потребитель вещества знает какая и с какой периодичностью доза вещества ему нужна.
Если же случается перерыв в приёме вещества или резко снижается его количество, то наступает состояние, называемое синдромом отмены. Суть этого патологического состояния сводится к следующему: необходимое для передачи сигнала между нейронами вещество перестаёт поступать извне, а собственный нейромедиатор за ненадобностью уже перестал вырабатываться в адекватном количестве. Кроме того, и так недостаточно вырабатываемый нейромедиатор не оказывает прежнего, как до зависимости, эффекта - количество рецепторов ведь снизилась, а их чувствительность стала гораздо слабее. В результате системы организма, зависящие от нейрорегуляции посредством этого нейромедиатора/вещества перестают функционировать нормально. И клинические проявления синдрома отмены будут зависеть от того, в регуляции каких систем задействован этот нейромедиатор.
В случае никотиновой зависимости синдром отмены проявляется в раздражительности, перепадах настроения, невозможности сконцентрироваться, нарушении сна, психологическом дискомфорте, труднопреодолимом влечении к употреблению никотина. Курильщика беспокоит сильный кашель, постоянно даёт о себе знать чувство голода, сердцебиение учащается. По этим проявлениям можно определить в регуляции каких систем участвуют наш естественный нейромедиатор – ацетилхолин, который замещается никотином.
Но если всё так серьёзно, то как быть со свидетельствами некоторых курильщиков, легко и с первого раза бросивших курить?
Действительно, существует определённое количество людей, у которых проницаемость гематоэнцефалического барьера («таможенник», регулирующий похождение различных веществ через границу кровь-мозг) для никотина очень невысока. Это обусловлено генетически. То есть курение для них носит больше эстетический, если так можно сказать, характер. И достаточно серьёзной физической зависимости от никотина у них не возникает. А потому и синдром отмены никотина со всеми его «прелестями» им не грозит. Вот почему процесс «бросания», отказа от курения у них проходит достаточно легко и безболезненно.
Таким образом, в подавляющем большинстве случаев табакокурение не может рассматриваться только лишь как дурная привычка. Это серьёзная зависимость – психологическая и физическая. И выпутаться из никотиновой зависимости очень-очень непросто. Но это уже тема для другого разговора.
Гештальт-терапевт Дмитрий Петров
Член European Association for Gestalt Therapy