Поразительно, насколько для человека велика значимость взаимоотношений с родителями.
Эта зависимость объяснима для маленьких несмышлёнышей, нуждающихся в опеке и заботе. Ребёнок в принципе неспособен выжить без заботы взрослых – физически и психологически. Но почему родительское одобрение так влияет на вполне самостоятельного, состоявшегося, финансово независимого взрослого человека.
Эрик Берн утверждает: «после короткого периода близости с матерью всю остальную жизнь должен блуждать между двух огней». С одной стороны, он вырос и объективно не нуждается в родительской опеке - это не позволяет «продолжать прежние отношения, столь привлекательные в младенчестве». С другой стороны, стремление «к утраченной близости». Получается, всю жизнь стремление к автономности перманентно борется с желанием вернуться в детство. В самом деле, странно не хотеть вернуться в такую благодать.
Другой аспект, вызывающий интерес. Начиная с каменного века мы находим свидетельства религиозных верований. Что угодно может поменяться на земле, но люди всегда обращаются к Высшей сущности, меняются только варианты воплощения. Вера присутствует в совершенно разных обществах, с разным менталитетом, устоями, благосостоянием. Несмотря на научный и социальный прогресс. Любопытный феномен планетарного масштаба.
Моя мама, утверждая обоснованность религиозного мышления, сказала: миллиарды людей не могут ошибаться! Правильно — поясняю я: каждый человек из этих миллиардов имел родителей.
Напомню, мама с папой - существа, создавшие тебя. Они несопоставимо сильнее, больше тебя. Смотрят сверху и видят, что ты делаешь. Могут опекать и оберегать, но могут и взыскать — зависит от соблюдения правил. Могут прощать и любить просто по факту твоего существования. Могут делать вещи, непостижимые для ребёнка, находящиеся принципиально за горизонтом понимания, не говоря уже о возможностях. По-моему, это и есть критерии чуда. Вообще твоя жизнь находится в их руках, полностью зависит от них.
Описание, напоминающее высшее существо в религиозном контексте.
Ещё одно соображение. Сами дети к религии не очень стремятся. Они скорее следуют родительскому поведению из биологически обусловленной склонности приспосабливаться к значимым взрослым. Правильно, детям не нужна религия. Функцию высшего существа выполняют мама и папа.
Дальше все становится сложнее. По мере взросления, когда природная потребность в автономии возрастает, и ребёнок отдаляется от матери с отцом, начинаются разочарования, конфликты. Оказывается, они вовсе не всемогущи и идеальны. Далеко не всё понимают и умеют. Сами имеют кучу трудностей. Их чудеса объясняется вполне материальными законами и деньгами, которые они зарабатывают, банально ходя на работу.
В довесок к перечисленным потерям появляются невесёлые приобретения: ответственность за себя несёшь сам, защищаешь себя сам. Как жить, куда двигаться, чего разрешать/запрещать себе — тоже твои заботы. Любить, заботиться о тебе просто по факту твоего существования в мире, никто не рвётся. Как говорится, почувствуйте разницу.
Рискну предположить, ни одному человеческому существу о таких подарках не мечталось. Это, простите, какая-то полная экзистенциальная свобода и одиночество.
Поэтому иногда хочется вернуться в тот благодатный мир детства. Ну, или просто поверить, что есть кто-то мудрый, сильный, справедливый, любящий и оберегающей. Как сказано: «Если бы Бога не существовало, его стоило бы выдумать». Думаю, что способность искренне, без оглядки верить — это счастливый талант. Знаете, у меня иногда получается молиться. И на душе светлеет. Правда.
Психотерапия много внимания уделяет принятию человеком ответственности за происходящее с ним в жизни. Застревая в прошлом, где нас обделили любовью, принятием, уважением, мы остаёмся в роли бесправного объекта. Злясь на родителей, мы ждём от них признания неправоты и исправления. И остаёмся в зависимой роли объекта чужого воздействия. С объектом можно обращаться хорошо или плохо, но объект не в состоянии повлиять на происходящее с ним. Не он решает плох он или хорош - экспертиза принадлежит не ему. Он лишь принимает чужое экспертное мнение, и радуется либо, огорчается оценке.
Сепарация от родителей, признание собственной экспертизы, становление действующим лицом – суть взросления. Взрослый человек, субъект, не нуждается в чужом мнении для самооценки – у него хватает опоры на собственное мнение.
Только остаётся неразрешённым, или неразрешимым, одно противоречие: между возможностью верить в Бога и осознаванием «обречённости на свободу и одиночество» в экзистенциалистском понимании.
Здорово все-таки, что люди придумали молиться.
Автор текста гештальт-терапевт Дмитрий Петров
Член European Association for Gestalt Therapy